Другого мира у тебя нет и не будет. Так не лучше ли быть счастливым в этом? Ведь мир этот, скорее всего, гораздо лучше, чем нам кажется.
Представьте себе, что в газетных ларьках вы увидели газеты с такими заголовками: «На этой неделе 145 стран не ведут военных действий», «Вчера не ограблены 7000 банков», «В этом году нам не грозит птичий, собачий, крысиный или лосиный грипп!..» «98 % родителей любят и правильно воспитывают своих детей…»
Неужели вы скажете себе:
– Поразительно! Надо немедленно купить эти газеты!
Если говорить о новостях, то людей привлекает и завораживает все, что касается всяческих угроз, опасностей и где есть доля абсурда. Мы хотим, чтобы нас пугали и удивляли. Вот газеты, радио и телевидение и пугают, удивляют и бередят наши нервы. О событиях прекрасных, о проявлениях доброты и душевной щедрости пишут редко и не на первых полосах. Тысячи мужей делают своим женам сюрприз и приходят домой с цветами, и только один вваливается в дверь с ножом в руке. Кто же из них становится знаменитостью?
...
Один сезон сменяется другим, то выше, то ниже становится уровень инфляции, людей то берут на работу, то увольняют. Казалось бы, нам давно нужно понять, что именно перемены – основополагающий закон жизни Вселенной! Вместо этого мы злимся. Возвращаемся спустя пять лет на любимое место отдыха и ноем: «Как тут все изменилось». На 40 центов поднимается цена на хлеб, и мы впадаем в расстройство.
Мы ищем мудрости и просветления. Но степень нашей просветленности измеряется вовсе не тем, как часто мы медитируем на рассвете. В гораздо большей мере степень нашей мудрости определяется тем, насколько мы готовы к переменам и как относимся к людям, совершенно непохожим на нас самих.
...
Физическая боль – это чудесная сигнальная система, помогающая нам избежать более серьезных увечий. Она подсказывает нам: «Лучше прекратить делать то, что делаешь!» Боль эмоциональная передает нам аналогичное сообщение, то есть говорит: «Лучше прекратить думать как думаешь!» Вполне нормально сердиться, ревновать или даже немного завидовать. но недолго. Но если эти чувства вдруг становятся постоянными, то сообщение может становиться и таким:
• Не думай, что можешь управлять другими людьми.
• Не ожидай, что другие люди будут вести себя так же, как ты.
• Не рассчитывай, что счастливым тебя будут делать другие люди!
Продолжая зацикливаться на одних и тех же мыслях, мы продолжаем чувствовать ту же самую боль. А потом заявляем: «Видите, я же прав». Увы, эта «правота» в жизни не помогает!
• Не думай, что можешь управлять другими людьми.
• Не ожидай, что другие люди будут вести себя так же, как ты.
• Не рассчитывай, что счастливым тебя будут делать другие люди!
Продолжая зацикливаться на одних и тех же мыслях, мы продолжаем чувствовать ту же самую боль. А потом заявляем: «Видите, я же прав». Увы, эта «правота» в жизни не помогает!
Эмоциональная боль, по ощущениям напоминающая мозоль на мозгах, как правило, сигнализирует о том, что пора менять образ мышления. Наше эго обожает чувствовать свою правоту. В результате мы иногда годами цепляемся за свою злобу, продолжаем кого-то ненавидеть или винить в своих бедах. «Пусть мне очень плохо, зато я прав!»
У боли и страданий есть большой плюс: эго от них устает. Когда терпеть боль у нас нет уже никакой возможности, мы переключаемся из режима «я прав, потому что иначе на эту ситуацию не посмотришь!» в режим «все, больше не могу. наверно, надо попробовать посмотреть на все происходящее с какой-то иной точки зрения!»
На протяжении всей жизни нас приучают реагировать на окружающий мир и происходящие в нем события определенными мыслями. Именно эти мысли и делают нас несчастными. но нам вполне по силам эти мысли изменить.
...
Очень многому можно научиться у людей, сумевших выбраться из пучины отчаяния.
...
- Несчастными нас делает не окружающий мир.
- Несчастными нас делают даже не мысли об окружающем мире.
- Несчастными мы становимся, поверив своим мыслям об окружающем мире
Вопросы, которые мы можем задавать себе, когда нас что-то сильно беспокоит:
- Истинна ли эта мысль?
- Можно ли с абсолютной уверенностью сказать, что мысль истинна?
- Как я реагирую, когда верю в эту мысль?
- Кем я мог бы быть без этой мысли?
эти вопросы помогут понять реальные причины своего беспокойства
Пример: когда муж ушел от Джейн к женщине, живущей в соседнем доме, Исполнившись злобы и ненависти, она совсем махнула рукой и на собственную жизнь, и на жизнь своих детей. Джейн сказала себе: «Я хочу только одного – чтобы муж вернулся домой». Через несколько месяцев этой добровольной пытки она наткнулась на эти четыре вопроса и спросила себя: • Уверена ли я, что это абсолютная правда? • Действительно ли я хочу, чтобы ко мне вернулся муж?
Ее словно осенило, и она вдруг осознала: может быть, это неправда. Она поняла, что, возможно, больше не хочет продолжать жить со своим супругом. Еще обнаружила, что ее расстраивает вовсе не муж, а мысли о муже. Она немного трансформировала мысль «я хочу, чтобы он вернулся домой» и задалась вопросом: «А не хочу ли я сама вернуться к себе домой?» Другими словами: «А не сама ли я должна начать заботиться о себе?»
Джейн перестала дожидаться от своего мужа любых действий. Она начала следить за собой и ухаживать за детьми. И тут вся ее жизнь в корне изменилась. Она обнаружила, что на самом деле очень даже счастлива – ведь теперь заботу о ее муже взяла на себя соседка! Она даже начала чувствовать благодарность к соседке!
Вы можете сказать: «Если б мой муж ушел к соседке, для меня высшим счастьем было бы переломать ему ноги!» Но дело-то вот в чем: в споре с реальностью верх всегда берет реальность. Что случилось, то случилось, сколько ни копи в себе ненависти и сколько ни повторяй, что «этого не должно было произойти!»
Вышеперечисленные вопросы помогают нам отделить факты от убеждений. Факты следует принять как данность, а убеждения поставить под вопрос:
• «От меня ушел муж» – факт.
• «Без мужа я не смогу быть счастливой» – убеждение.
Факты – это то, что есть. И первый шаг к счастью – принять то, что есть
Пример 2
Сын попал в аварию. Он столкнулся с грузовиком – с его машины словно ножом срезало всю крышу. Он получил тяжелейшую травму мозга, впал в кому, и врачи даже не надеялись, что он дотянет до утра. В конечном счете ему удается выжить, но огромной ценой. У него парализована вся правая сторона тела, он частично потерял зрение, не может говорить, и у него отключен механизм краткосрочной памяти. Он не способен ни учиться, ни работать.
Откуда взят этот пример?
Это история моего приемного сына Майкла. родного сына моей жены Джулии. Майкл врезался в грузовик в ноябре 1986 года. Как было бы легко верить: «Майкл никогда не будет счастлив, потому что никогда уже не сможет быть нормальным человеком. Мы больше не будем счастливы, потому что Майкл никогда уже не сможет быть таким, как прежде».
Но могли ли мы быть абсолютно уверены, что это правда?
• Множество абсолютно здоровых людей чувствуют себя несчастными.
• Многие люди с такими повреждениями мозга живут гораздо счастливее большинства остальных.
• Больше всего счастья и любви бывает в семьях, которым пришлось пройти через тяжелые испытания.
«Что случилось, то случилось, – сказала Джулия. – Будем жить одним днем». Наблюдая за Джулией все эти последние 20 лет, я понял и научился ценить силу материнской любви. Я до сих пор восхищаюсь ее отвагой и стойкостью. А позитивный настрой Майкла постоянно служит нам всем примером.
Мы нашли способ быть счастливыми. Но иногда это бывало очень нелегко.
Как только в следующий раз захочется сказать: «Я не могу быть счастливым, потому что.», – задайтесь вопросом: «А есть ли у меня абсолютная уверенность в том, что это правда?»
Из книги Эндрю Мэтьюза
Комментариев нет:
Отправить комментарий